Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Праца з адоранымі навучэнцамі

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАНННЫЕ УЧАЩИЕСЯ»

2017-2022 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 

Наименование программы

Программа работы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

Основные разработчики программы

Руководство учреждения образования

Руководители методических объединений

Цель программы

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Сроки реализации программы

2017-2022 годы

Исполнители программы

Педагогический коллектив и учащиеся государственного учреждения образования «Средняя школа № 169 г.Минска»

Система организации контроля над исполнителем программы

Руководство учреждения образования

 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

1. Пояснительная записка

2. Цели, задачи программы

3. Подходы и принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

4. Стратегия работы с высокомотивированными учащимися

4.1. Организационное и функциональное обеспечение программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

4.2. Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

4.3. Семейные аспекты развития одаренного ребенка и реализации программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

4.4. Социально-психологическое обеспечение реализации программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

4.5. Материально-техническое обеспечение

4.6. Методическое обеспечение реализации программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

4.7. Основные формы внеурочной деятельности учащихся

4.8. Организация исследовательской деятельности учащихся

4.9. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»

1. Формы и направления работы с высокомотивированными учащимися

2. Наблюдение и контроль над выполнением программы

3. Предполагаемые результаты

Пояснительная записка

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования предполагает, что учащийся должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Актуализация. В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить учащихся гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. При организации работы с высокомотивированными учащимися речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Концепция программы. Выявление талантливых и высокомотивированных учащихся должно начинаться уже на I ступени общего среднего образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учреждения общего среднего образования.

Формы работы с высокомотивированными учащимися:

  • групповые занятия;

  • предметные объединения по интересам;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность и участие в конкурсе исследовательских работ.

Цель программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи

  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых учащихся, создание условий для развития их творческого потенциала личности;

  • создание базы данных «Одаренные дети» в рамках Программы;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • организация совместной работы с ССУЗ и ВУЗ и прочих учреждений по поддержке одаренности;

  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы учащихся и их законных представителей;

  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными учащимися;

  • создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

  • развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

  • организация системы исследовательской работы учащихся;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных, республиканских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях

Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Предполагаемые результаты

  • повышение качества образования и воспитания учащихся в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

  • повышение социального престижа учреждения на районном и городском уровнях;

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • творческая самореализация выпускников учреждения общего среднего образования;

  • обеспечение преемственности в работе на I, II, III ступенях общего среднего образования;

  • повышение квалификации педагогов в связи с переходом учреждения образования к профильному обучению.

2016/2017 учебный год – проектировочный

Цель:

подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2017/2018 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Работа профильных смен в учреждениях образования на основе диагностики склонностей учащихся.

  • Разработка методических рекомендаций, программ по работе с одаренными учащимися.

  • Формирование методической библиотеки, рабочих групп по работе с талантливыми учащимися.

  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

  • Повышение квалификации педагогов в области работы с высокомотивированными и талантливыми учащимися.

2018/2022 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель:

переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Достижения городского и республиканского этапов в конкурсном и олимпиадном движении.

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии учащихся на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

План реализации программы

Мероприятия

Форма работы, направление

Ответственные

Сроки реализации

1. Организационная работа. Диагностика

1.1.

Изучение нормативной правовой базы (инструкции, порядки проведения, положения):

  • О проведении этапов олимпиад по учебным предметам

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О проведении конкурсов исследовательских работ

  • О проведении конкурсов, интеллектуальных многоборий, турниров.

Создание нормативных баз данных по направлениям

Заместители директора

Руководители МО

1 четверть 2016/2017 года

1.2.

Анализ деятельности МО, материально-технических условий для работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

Мониторинг

Директор

Заместители директора

1 раз в полугодие

1.3.

Анализ кадрового состава

Мониторинг

(комплектование)

Директор

1 раз в полугодие

1.4.

1. Ранняя диагностика

1.1.Определение готовности детей к обучению.

1.2. Выявление одаренных и талантливых учащихся

1.3. Диагностика особенностей развития творческого мышления учащихся 1-х классов (тест Торранса)

1.4. Диагностика интеллекта (тест Равена)

1.5. Диагностика креативности

Тестирование

Заместители директора

Педагог-психолог

Сентябрь

1.5.

Разработка Программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся» в государственном учреждении образования «Средняя школа № 169 г. Минска»

Рабочие группы, создание школьной программы

Заместители директора

Руководители МО

1 четверть 2016/2017 уч.года

1.6.

Создание электронной базы одаренных и высокомотивированных учащихся

Электронная база данных, с предоставлением сведений в районный банк данных по форме (приложение 1)

Заместители директора

2 полугодие 2016/2017

уч.года

1.7.

Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с одарёнными учащимися».

Семинар – практикум для учителей предметников

Руководители МО

Педагог-психолог

4 четверть 2016/2017 уч.года

2. Информационное обеспечение

2.1.

Создание информативных страниц на сайте учреждения общего среднего образования для высокомотивированных учащихся и их законных представителей, размещение информации о подготовке к конкурсному и олимпиадному движению

На официальном сайте учреждения

Заместители директора

До 1 апреля 2016/2017 уч. года, обновление по мере необходимости

2.2.

Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

Создание методической базы по работе с высокомотивированными и одарёнными учащимися

Заместители директора

Руководители МО

До 1 апреля 2016/2017 уч. года, обновление по мере необходимости

2.3.

Подготовка творческих отчётов и рекламы своего педагогического опыта по данному направлению на районных, городских, республиканских мероприятиях.

Участие в выставках, коллегиях, форумах, презентациях

Заместители директора

Руководители МО

Постоянно

3.Организационно-методическое обеспечение

3.1.

Участие в методическом объединении по проблеме работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Районное методическое объединение

Методист МГИРО

УОСиТ

зам.директора

2 полугодие 2016/2017 уч.года

3.2.

Повышение квалификации педагогов, работающих с высокомотивированными учащимися через систему тематических семинаров.

Семинары, методические объединения, мастер-классы, практикумы, тренинги, внутренние аудиты

Зам.директора

Руководители МО

В течение года

3.3.

Изучение и трансляция опыта работы педагогов с высокомотивированными учащимися. Проведение предметных недель и декад.

Реклама форм работы с высокомотивированными и одарёнными учащимися

Руководители МО

В течение года

3.4.

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»;

- отчет по реализации индивидуальных планов работы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»;

- анализ результатов всех этапов республиканской олимпиады по учебным предметам;

- мониторинг результативности работы по программе «Одаренные и высокомотивированные учащиеся».

Мониторинг, подготовка информации, с конкретными выводами и предложения

Принятие управленческих решений

Заместители директора

- в течение учебного года

- май-июнь

- апрель

- июнь

3.5.

Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми.

Подготовка методических баз данных по предметам

Руководители МО

1 полугодие 2016/2017 у.г.

3.6.

Создание информационного банка данных об учителях, результативности их работы по всем учебным предметам.

Электронная база данных, с предоставлением сведений в районный банк данных по форме (приложение 1)

Директор

Заместители директора

2 полугодие 2016/217

уч.года

4. Создание научного общества (для подготовки к конкурсному движению)

4.1.

Разработка положения и организационные мероприятия по открытию и внедрению научного общества учащихся и педагогов

Диагностика.

Создание положения, внедрение

Директор

1 полугодие 2017/2018 учебного года

4.2.

Организация работы научного общества учащихся и педагогов в учебном году

Студия, клуб и др.

Директор

Заместители директора

2017/2018 учебный год

4.3.

Организационное заседание учащихся, постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Заседания

Руководители МО

2 полугодие 2017/2018 учебного года

4.4.

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей.

  • Индивидуальные консультации.

  • Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

  • Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

  • Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

  • Завершение оформления исследовательских работ.

  • Рецензирование работ руководителями

Консультации, практикумы, тренинги, и т.д.

Руководители данной структуры

2 полугодие 2017/2018 учебного года

4.5.

Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся».

Сборник, аннотированный каталог

Заместители директора

4 четверть

4.6.

Поведение итогов. Планирование работы на следующий год.

Аналитический отчет

Директор

Заместители директора

Руководители МО

4 четверть

4.7.

Творческий отчет учащихся, состоящих в научном обществе

Свободная форма с обязательной трансляцией своих достижений

Руководители научных обществ,

учащиеся

4 четверть

5. Работа с законными представителями

5.1

Общешкольные родительские собрания, реклама перспектив учащихся, участвующих в конкурсном и олимпиадном движении

Интерактивные родительские собрания

Директор

2 полугодие 2016/2017 уч. года

5.2

Подготовка диагностических материалов (анкеты для законных представителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.).

Материалы

для диагностики

Педагоги-психологи

2 полугодие 2016/2017 уч. года

5.3.

Диагностика законных представителей и индивидуальные беседы.

Проведение исследования

Педагоги-психологи

2 полугодие 2016/2017 уч. года

6. Работа с кадрами в учреждении общего среднего образования

6.1.

Диагностика учителей-предметников

Диагностические исследования

Педагог-психолог

В течение учебного года

6.2.

Организация профессиональной помощи педагогам

Консультации, повышение квалификации, переподготовка

Зам.директора

В течение учебного года

6.3.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Использование новых педагогических технологий

Интерактивные формы работы

Зам.директора

Педагог-психолог

В течение учебного года

6.4.

Участие в мероприятиях всех уровней.

Олимпиадное и конкурсное движение, турниры, интеллектуальные многоборья

Зам.директора

Руководители МО

В течение учебного года

6.5.

Разработка системы поощрений

Внесение в коллективный договор

Директор

ПК

4 четверть 2016/2017 учебного года

7. Работа с учащимися

7.1.

Определение наставников в соответствии с базой данных в учреждении общего среднего образования

Директор

1 четверть

7.2.

Составление индивидуальных планов работы с высокомотивированными учащимися

Зам.директора

Руководители МО

1 четверть

7.3.

Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с высокомотивированными учащимися. Утверждение индивидуальных планов работы с высокомотивированными учащимися

Зам.директора

1 четверть

7.4.

Реализация индивидуальных планов работы с ОД

Руководители МО

В течение года

7.5.

Разработка системы поощрений победителей конкурса исследовательских работ, олимпиад, конкурсов в учреждении образования

Директор

1 четверть

7.6.

Психологическое и методическое сопровождение высокомотивированных учащихся

Зам.директора

Педагог-психолог

В течение года

7.7.

Проведение он-лайн конференций.

Руководители МО

По отдельному графику

8. Работа с СУЗ и ВВУЗ

8.1.

Развитие сотрудничества с учреждениями высшего образования: БГУ, БГТУ, МГЛУ, БГПУ, МЭГИ им. А.Д. Сахарова, колледжами

Заключение договоров

Директор

2 полугодие 2016/2017 учебного года

9. Работа на базе ресурсных центров

9.1.

Проведение профильных смен, занятий на базе ресурсных центров

Тематические

профильные смены

Руководитель РЦ

Каникулы

в течение учебного года

9.2.

Создание и организация работы дистанционной формы обучения по подготовке к олимпиадам

Размещение тематики дистанционной формы обучения по подготовке к олимпиадам на moodle

Руководитель МО Руководитель РЦ

В течение 2017/2018 учебного года

10. Административно-координационная

11.1

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Мониторинг, Аналитические сведения с конкретными выводами и результатами, принятие управленческих решений

Директор

Ежегодно

11.2

Мониторинг результативности работы базы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся». Пополнение данной электронной базы.

Обновление и пополнение базы данных

Директор

Зам.директора

Ежегодно

11.3

Отчет о проделанной работе

Организация творческих отчетов, выставок, смотров

Зам.директора

Ежегодно