Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Тыпы сямейнага выхавання

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Сколько семей, столько особенностей воспитания, и тем не менее можно выделить типичные модели отношений межу взрос­лыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоиз­менение отношений как одной из фундаментальных характери­стик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
Семьи, уважающие детей.
 Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развива­ют интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, неза­висимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи — по­рядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
Отзывчивые семьи.
Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюб­ными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют соб­ственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими пробле­мами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубин­ные, сокровенные связи могут нарушаться.
Материально-ориентированные семьи.
Главное внимание уде­ляется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир ро­дителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощ­ряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взросле­ют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Де­ти это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбивают­ся о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обес­печить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.
Враждебные семьи.
Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторон­ние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в не­которых случаях — с аморальными поступками.
Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разо­браться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное ува­жение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры об­щения: недостаточное знание общающимися друг друга, не­приемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.
Антисоциальные семьи.
 Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не
приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянству­ют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомни­тельным развлечениям, водке.
Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глу­хоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в мину­ты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие таких переживаний взрослыми ведет к обоюдно­му отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.
На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешен­ности отца от семьи. На то существуют и объективные и субъективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г. А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% - - к отцам: «отец пьет мно­го», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».