Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Профориентация

ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ С УМОМ

Профориентация – что это?

Действуем по плану!

Анкета «Осознанный выбор»

Как правильно выбрать профессию?

АБИТУРИЕНТУ В ПОМОЩЬ

Календарь дней открытых дверей

Полезные ресурсы

КУДА МОЖНО ПОСТУПИТЬ?

ВЗРОСЛЫЙ ВЗГЛЯД. Рекомендации родителям.

 

ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ С УМОМ

Профориентация – система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии

 Профориентационная диагностика и консультирование  - помогают  изучить и оценить способности и воз­можности человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии.

Записаться можно в каб. 314 (Матвиенко Илляна Игоревна)

 

Профориентационные тренинги, семинарыпомогают формиро­вать знания о мире профессий и условиях правильного их выбора, дают возможность узнать о способах и условиях овладения профессией, достижении профессиональных целей.

Следите за объявлениями на сайте, на стенде «А вы знаете?» (3 этаж)

 

ЗАЧЕМ ЭТО ТЕБЕ?

ТЫ в любом случае:

  • Получишь полезную информацию о выборе профессий!
  • Узнаешь себя!
  • Получишь поддержку!
  • Поделишься сомнениями!
  • Сможешь поделиться своим опытом и узнать о чужом!
  • Гарантировано получишь новый опыт!

 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 

В ПЛАНЕ ВАЖНО:

·  определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

·  полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

·  устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

·  реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

·  логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

·  моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

·  согласованность плана с потребностями рынка труда.

 

КАК СОСТАВИТЬ?

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

·  определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

·  выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

·  сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

·  ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

·  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

·  узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

·  ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

·  проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

 

 

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

·  что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

·  что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

·  что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

·  что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

Анкета профессионального самоопределения

( основываясь на  анкете Г.В. Резапкиной)

 Попробуйте ответить на следующие вопросы, если ответы на некоторые из них, или на большинство вызвали  у вас затруднения, породили сомнения, обратитесь в каб. 314 и запишитесь на индивидуальное профориентационное тестирование с профориентационной консультацией.

  1. Кем ты хочешь стать?
  2. Какое образование ты считаешь самым необходимым и достаточным для получения профессии?
  3. Что повлияло на твой выбор профессии?
  4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
  5. Чем ты любишь заниматься?
  6. Как твои увлечения могут влиять на выбор будущей профессии?
  7. Какие учебные предметы тебе нравятся?  А в каких предметах ты наиболее успешен? А какие важны в нравившейся тебе  профессии?
  8. Знаешь ли ты,  где обучают тем профессиям, которые тебе интересны?
  9. Какие у тебя есть черты, которые могут помочь и помешать тебе стать профессионалом?

ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

        Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

 Изучи глубже самого себя:

 ·  разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

·  Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

·  Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

·  Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

·  Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

·  Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

·  Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

  

7 шагов к выбору своего будущего

 Шаг 1: правильный настрой  Первым делом проникнитесь сознанием, что этот выбор вы должны сделать самостоятельно. В конце концов, это ваша, и только ваша, жизнь, а следовательно и ваш выбор, ответственность за который несете только вы.

 Шаг 2: определение склонностей  Ответьте сами себе на вопросы:

  • Что мне интересно? чем я хотел бы заниматься?
  • Какие предметы из школьной программы мне  нравятся?
  • Чем я люблю заниматься в свободное время?
  • Легко ли мне даются контакты с людьми, особенно посторонними?

 Шаг 3: исследованиеПрежде всего, специалисты советуют трезво оценить себя: чего я хочу от себя и своей работы, кем я вижу себя через пять лет. Полезно как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники:

  •  экскурсия на предприятие,
  •  записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительное отделение профильного вуза,
  • устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей вас сферы)

 Шаг 4: оцените ситуацию на рынке труда

  • взять несколько изданий с объявлениями о вакансиях
  • пройтись по Интернет-сайтам о трудоустройстве, чтобы выяснить, какие специалисты требуются
  • воспользоваться прогнозами, которые составляют журналы и кадровые агентства
  • сопоставить эти данные
  • определить, учеба в каком ВУЗе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы
  • учитывать и то, что потребности рынка могут меняться

 Шаг 5: обратитесь за помощью к специалистам

  • педагогам-профориентологам,
  • психологам-профконсультантам,
  • школьным учителям,
  • преподавателям профессиональных учебных заведений,
  • специалистам тех профессий, которые Вас интересуют,
  • родителям, родственникам и знакомым.

 Шаг 6: окончательный отбор

  • Собрав информацию, составьте список основных ваших фаворитов из 5-10 позиций
  • Затем примените испытанный способ — лист бумаги с двумя колонками, где расставьте все «за» и «против» выбора той или иной специальности
  • Проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.

 Шаг 7: выдержим ли конкурс?

Ну вот, вам вроде бы ясно, кем быть и куда поступать. Но если вы не совсем уверены в своих силах, стоит обратить внимание и на конкурс на выбранную специальность. Получить подробную информацию по конкурсам в прошлом году можно в соответствующих справочниках или позвонив непосредственно в соответствующее заведение

 

АБИТУРИЕНТУ В ПОМОЩЬ

Календарь дней открытых дверей вузов

http://budny.by/Abiturient/opendays

        

Полезные ресурсы:

  • Министерство образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/  (вся информация о нововведениях в системе образования)
  • Республиканский институт контроля знаний: http://www.rikz.unibel.by/ru/ (вся информация о выпускных и вступительных испытаниях, системе оценивания)
  • Содержательный портал для абитуриентов: http://www.kudapostupat.by/(удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.)
  • Информационная поддержка старшеклассников:  http://www.abiturient.by/ (просмотр мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка и многое другое)

 

КУДА МОЖНО ПОСТУПИТЬ?

Учреждения профессионально-технического образования

Учреждения среднего специального образования

Высшие учебные заведения

Допрофильная и профильная подготовка

 


 

ВЗРОСЛЫЙ ВЗГЛЯД. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ АБИТУРИЕНТОВ

  • Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации.
  •  Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.
  •  Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Ваш ребенок уже личность и имеет право выбрать сам. Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам.
  •  Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.
  •  Ребенок может сам выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.
  •  Не делайте трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковая случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к взрослости могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.

 «КАК ПОДГОТОВИТЬ БУДУЩЕГО АБИТУРИЕНТА»

  • В 7-8 классе обсудите с ребенком его интересы, пожелания
  • Изучите вместе с ребенком подходящие ему профессии
  • Узнайте, какие профессии и специалисты необходимы в вашем регионе
  • Выберите наиболее привлекательную профессию
  • Узнайте как можно больше о данной профессии
  • Сравните полученные знания о профессии с возможностями вашего ребенка, оцените его состояние здоровья, посоветуйтесь с учителями и психологом
  • Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, используйте запасной вариант
  • Прислушайтесь и постарайтесь понять своего ребенка, не навязывайте ему свое мнение. Не думайте, что ваш ребенок ни в чем не разбирается. Решение принимайте вместе.
  • Выбрав профессию, узнайте, где можно получить необходимое образование и на какие школьные предметы необходимо обратить больше внимания.
  • Посетите предполагаемые учебные заведения в период работы приемной комиссии (например, после окончания 10 класса). Узнайте условия приема, проходные баллы, условия обучения, проживания и др.
  • Узнайте о прохождении подготовительных курсов, репетиторстве

И самое главное: настройте вашего ребенка на преодоление трудностей, как вполне обычное явление в жизни любого человека. Научите его преодолевать трудности.