Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Охрана труда. Пожарная безопасность

Система управления охраной труда (СУОТ) в системе Министерства образования Республики Беларусь регламентирует порядок осуществления работы по охране труда и управления этой деятельностью на всех уровнях управления отраслью, определяет функции организаций подчиненных Министерству образования.

Требования СУОТ обязаны учитываться при разработке систем управления охраной труда организациями, подчиненными Министерству образования. 

Содержание базового Положения о системе управления охраной труда в системе Министерства образования Республики Беларусь:

  1. Требования к системе управления охраной труда. Общие положения
  2. Политика в области охраны труда
  3. Планирование мероприятий по охране труда
  4. Нормативное правовое обеспечение организации по охране труда
  5. Функционирование системы управления охраной труда
  6. Выявление опасностей, оценка рисков и управление рисками
  7. Цели в области охраны труда. Порядок планирования мероприятий по охране
  8. Порядок определения обязанностей работников по вопросам охраны труда
  9. Комплектность, обучение, осведомленность
  10. Консультирование. Обмен информацией
  11. Управление документацией
  12. Управление операциями
  13. Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них
  14. Порядок организации контроля за состоянием охраны труда
  15. Расследование несоответствий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов.
  16. Управление записями
  17. Аудит системы управления охраны труда
  18. Анализ функционирования системы управления охраной труда руководством

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

 Государственного учреждения образования 

«Средняя школа № 169 г. Минска»

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Анализ — деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.

Аттестация рабочего места — комплексная оценка рабочего мес­та на предмет соответствия его характеристик предъявляемым (нор­мативным) требованиям.

Аудит — систематический и документально оформленный про­цесс проверки соответствия действий и связанных с ними результа­тов запланированным мероприятиям и эффективности выполнения этих мероприятий для достижения политики и целей организации.

Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения вреда.

Безопасность производственного оборудования — свойство произ­водственного оборудования соответствовать требованиям безопас­ности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией.

Безопасность производственного процесса — свойство производс­твенного процесса соответствовать требованиям безопасное™ труда при проведении его в условиях, установленных нормативно-техни­ческой документацией.

Безопасные условия труда — состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных фак­торов исключено или не превышает предельно допустимых значений.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях мо­жет привести к снижению работоспособности и (или) заболеванию (в зависимости от уровня и продолжительности воздействия вред­ный производственный фактор может стать опасным).

Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умение.

Корректирующее действие — действие, предпринятое для устра­нения причины обнаруженного несоответствия или другой нежела­тельной ситуации.

Неприемлемый риск — риск, превышающий уровень приемле­мого риска.

Несоответствие — невыполнение требования.

Несчастный случай на производстве — случай на производстве, в результате которого произошло воздействие на работающего опас­ного производственного фактора.

Опасность — источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего;

Опасный производственный фактор — производственный фак­тор, воздействие которого на работающего в определенных усло­виях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо смерти.

Определение опасности — установление наличия опасности и определение ее характеристик.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здо­ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, техничес­кие, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-про­филактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Предупреждающее действие — действие, предпринятое для уст­ранения причин потенциального несоответствия или другой неже­лательной ситуации.

Приемлемый риск — риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить с учетом своих обязательств по соблюдению применимых законодательных требований и основных на­правлений деятельности учреждения (организации) образования в области охраны труда.

Производственная санитария — система организационных сани­тарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышаю­щих допустимые.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое забо­левание работающего, являющееся результатом воздействия вред­ного производственного фактора.

Процедура — установленный способ осуществления деятельнос­ти или процесса.

Рабочее место — пространственная зона, оснащенная необхо­димыми техническими средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, средствами обеспечения благоприятных условий труда), в которой совершается трудовая деятельность работающего или группы рабо­тающих, совместно выполняющих производственные задания.

Результативность — степень реализации запланированной де­ятельности и достижения запланированных результатов.

Риск — сочетание вероятности опасного события и его последс­твий.

Система управления охраной труда — часть системы управления организации, используемая для разработки и внедрения ее основ­ных направлений деятельности учреждения (организации) образо­вания в области охраны труда, управления ее рисками в области охраны труда.

Средство защиты работающего — средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных и (или) вредных производственных факторов.

Средство индивидуальной защиты — средство защиты, надевае­мое на тело человека или его части или используемое им.

Средство коллективной защиты — средство, конструктивно и (или) функционально связанное с производственным оборудова­нием, производственным процессом, производственным помеще­нием (зданием) или производственной площадкой.

Требования безопасности труда — требования, установленные за­конодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает условия труда, и которые регламентируют поведение работающего.

Требования по охране труда — нормативные предписания, на­правленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических норматив­ных правовых актах.

Условия труда — совокупность факторов производственной сре­ды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и ра­ботоспособность человека в процессе труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Руководство по системе управления охраной труда Государственного учреждения образования «Средняя школа № 169 г. Минска» (далее — Руководство) регламентирует основные требования к системе управления охраной труда: планирование, реализацию и анализ деятельности в области охраны труда, обязанности должностных лиц по обеспечению функционирования системы управления охраной труда учреждения образования.

Руководство разработано на основании Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»  с учетом требований СТБ 18001 «Системы управления охраной труда. Общие требования».

  1. Управление охраной труда направлено на:

            формирование безопасных условий труда;

            улучшение сложившихся условий труда, повышение их безопас­ности в учреждении;

обеспечение выполнения всеми работниками своих обязаннос­тей по охране труда.

  1. Управление охраной труда осуществляется по следующему циклу: планирование деятельности — выполнение запланирован­ных мероприятий — осуществление контроля за реализацией меро­приятий — анализ результатов и совершенствование деятельности.

            5.Организация работы по управлению охраной труда в школе предусмат­ривает осуществление следующей последовательности действий:

  • определение основных направлений деятельности в области охраны труда; видов работ;
  • доведение до сведения заинтересованных лиц требований законодательства в области охраны труда; опасностей и оценка рисков (т.е. сочетания вероятности опасного события и его последствий); структуры, ответственности и полномочий работников;
  • постановка и реализация целей, мероприятий по управлению рисками, улучшению условий и охраны труда;
  • обучение, информирование, консультации работников;
  • ведение документации и записей;
  • обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда; готовности к аварийным ситуациям;
  • проведение аудитов системы управления охраной труда;
  • анализ системы управления охраной труда руководством учреж­дения образования, оценка ее функционирования, разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий для обеспечения непрерывного совершенствования системы.

            6. На основании основных направлений деятельности в области охраны труда и оценки рисков директоропре­деляет цели охраны труда и разрабатывает мероприятия по управле­нию (удержанию на соответствующем уровне, снижению до прием­лемого уровня или устранению) рисками.

            7. Директор прово­дит анализ функционирования системы управления охраной труда для разработки и реализации корректирующих и предупреждаю­щих действий и постоянного совершенствования системы управле­ния охраной труда.

  1. ГУО «Средняя школа № 169 г. Минска»   обеспечивается    нор­мативными    правовыми    актами,    в    том     числе техническими норма­тивными правовыми актами в области охраны труда, которые дово­дятся до сведения соответствующим подразделениям, работникам, другим заинтересованным лицам.

            9. В ГУО «Средняя школа № 169 г. Минска» разработаны следующие документы:

  • положение об основных направлениях деятельности в области охраны труда;
  • положение о системе управления охраной труда;
  • положение об общественном инспекторе;
  • процедуры (инструкции, другие документы) по охране труда;
  • записи и другая сопутствующая документация.

            10. Органами управления охраной труда являются:

             в целом —директор;

            в  структурных подразделениях — руководители структурных подразделений.

            11. директор на пра­вах единоначалия определяет основные направления текущей и пер­спективной деятельности по улучшению условий и охраны труда.

  1.  директор, ответственный за организацию работы по охране труда, осуществляет непосредственное управление охраной труда в учреждении образования.

            13. Лицо,   от­ветственное    за    организацию    работы    по    охране    труда,    проводит организационную   и   методологическую   работу   по   вопросам   управле­ния   охраной   труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией.

            14. В   учреждении   устанавливается   отчетность   и   обеспечивается   информирование работников о проде­ланной работе по охране труда.

 

      2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

  1.   директор определяет основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда (приложение А).
  2.  Основные направления деятельности школы в области охраны труда документально оформлены, внедрены и актуализированы, доведены до сведения всех работников с тем, чтобы каждый из них знал о своих обязанностях в области охраны труда, доступны для заинтересованных сторон.
  3.  Положение об основных направлениях деятельности СШ в области охраны труда размещается на информационных стендах, в уголках по охране труда.

            18. Контроль выполнения основных направлений деятельности в области охраны труда осу­ществляется при проведении периодического контроля и аудитов системы управления охраной труда.

            19. Основные направления деятельности в области охраны труда пересматриваются:

  • в плановом порядке (ежегодно), чтобы соответствовать деятель­ности учреждения образования;
  • внепланово (при изменении законодательства в области охраны труда, влияющем на деятельность учреждения (организации) образо­вания; при необходимости, по результатам расследования несчастных случаев, аварийных ситуаций, инцидентов и т.д.).

 

                  3. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

             20. Средняя школа №169 в своей деятельности руководствуется законодательными и иными обязательными требованиями по охране труда, обеспечивает к ним доступ соответствующих работников.

             21. Требования законодательства по охране труда излагаются в локальных нормативных правовых актах школы (должностных инструкциях работников, инструкциях по охра­не труда, приказах, распоряжениях, протоколах совещаний и т.д.).

             22. В учреждении образования приказом  (распоряжением) директора назначается лицо, ответственное за:

  • определение потребности в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актов;
  • формирование перечня нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (приложение Б);
  • доведение информации до соответствующих подразделений и работников;
  • внедрение соответствующих требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов (в том числе обучение соответствующих работников);
  • изъятие, архивирование либо уничтожение отмененных нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.

             Формирование перечня предусматривает систематический анализ информации о вновь вводимых и отмененных нормативных правовых актах, в том числе  технических нормативных правовых актах, других документов по охране труда, содержащих требования к деятельности по охране труда.

 

   4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПАСНОСТЕЙ, ОЦЕНКА РИСКОВ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ   

             23. Выявление  опасностей,   оценка  рисков  и  управление  рисками­   осуществляются   в  средней школе № 169 для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

  1. Выявление  опасностей,   оценку  рисков   осуществляет  лицо,   назначенное   приказом

руководителя учреждения образования.

             25. Порядок выявления опасностей, оценки рисков и управле­ние рисками включает:

  • выявление опасностей;
  • оценку рисков с учетом существующих мер управления;
  • установление величины неприемлемого риска;
  • разработку и реализацию дополнительных мер по управлению неприемлемыми рисками;
  • оценку того, являются ли меры по управлению рисками доста­точными для снижения их уровня до приемлемого.

             26. Выявление     опасностей     и     оценка     рисков     проводится    во   всех    структурных подразделениях    учреждения    образования    и    затрагивает    повседневную    и периодическую (например: стрижка газонов) деятель­ность, а также деятельность всех работников, включая подрядчиков и посетителей.

             27. Каждый работник учреждения (подрядчик, органы государственного надзора и контроля) обязан сообщить информацию о выявленной им опасности непосредс­твенному руководителю для осуществления последующей работы по оценке риска и управлению им.

  1. Аттестация   рабочих   мест   по   условиям   труда   осуществляется   в   соответствии  с

требованиями законодательства и является состав­ной частью работы по выявлению опасностей и оценке рисков.

  1. Выявленная  при  проведении  аттестации  рабочих  мест опас­ность,  параметры которой

превышают нормативные значения, вклю­чается в Карты выявления опасностей и оценки рисков (далее — Кар­та) (приложение Г), где в графе «Риск» указывается: «нормативное значение» и «фактическое значение».

При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не оцениваются опасности:

¾              от воздействия физических опасных и вредных производственных факторов, таких как движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, материалы, расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола), повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инс­трументов и оборудования; повышенная или пониженная темпера­тура поверхностей оборудования, материалов;

¾    аварийных ситуаций.

  1. Все выявленные опасности и оцененные риски заносятся в Карты.
  2. Выявление опасностей и оценка рисков проводится не реже 1 раза в год.
  3. Источниками опасностей являются:

  • оборудование, инструменты;
  • производственная среда;

  • методы выполнения работы;
  • человек (работник, подрядчик, посетитель).

            32. Перед      выявлением      опасностей      и      оценкой      рисков     работник, назначенный приказом (распоряжением) директора школыдля выполнения этих целей, изучают
следующую информацию:

  • результаты расследования несчастных случаев, профессиональ­ных заболеваний,  микротравм, аварий;
  • результаты   проверок    соблюдения    требований    законодательства    об  охране   труда,  аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д.;
  • инструкции по охране труда, документацию на оборудование и материалы и т.д.;
  • об опасностях в аналогичных учреждениях обазования;
  • результаты аудитов системы управления охраной труда.

  1. Работник,  назначенный приказом директора школы с учетом проведенного анализа информации, указанной в п. 32 и приложении Д, выявляют опасности (опасные ситуации) для профессий (должностей) работников и выполняемых ими видов работ.
  2. Выявление опасностей осуществляется:

  • при повседневной и периодической деятельности;
  • потенциальных аварийных (аварии, инциденты и другие откло­нения от нормальной деятельности) ситуациях.

            35. Выявленные  опасности  при  потенциальных  аварийных  ситуациях  в  работе  являются данными для разработки мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций.

  • Меры  управления  рисками  для конкретной  профессии (должности) и  по  выбранному виду работы определяются с учетом информации, имеющейся в следующих документах:

  • инструкции по охране труда по профессиям и видам работ;
  • инструкции по эксплуатации инструмента, оборудования;
  • паспорта на оборудование;
  • гигиенические сертификаты на вещества и материалы и т.д.

  1. Учреждение образования  определяет опаснос­ти  с  неприемлемым  уровнем  рисков  по

методике оценки рисков, приведенной в приложении Е.

           38. Перечень опасностей с неприемлемым уровнем рисков для разработки и реализации мер управления составляет работник, на­значенный приказом (распоряжением) директора школы.

  1. Для управления рисками учреждение образо­вания:
  2. В результате выполненной работы формируется перечень мер управления рисками (по

  • проводит замену опасного оборудования, установку блокиро­вочных и предохранительных устройств, улучшение состояния по­лов и рабочих поверхностей, ограждений и т.д.;
  • использует методы безопасного проведения работ, разрабатыва­ет инструкции по охране труда, другую документацию;
  • обеспечивает обучение, инструктаж, стажировку, учебно-трени­ровочные занятия, повышение квалификации, применение средств индивидуальной защиты, а также профилактики (смывающие и обезвреживающие средства), проведение медицинских осмотров, усиление контроля выполнения работы и т.д.

выбранному виду работы, для конк­ретной профессии (должности).

  1. При этом  в  Карте указываются  меры управления конкрет­ным риском,  а общие меры,

такие как медосмотры, инструктажи по охране труда, и др. указываются под Картой в виде: «В качестве об­щих мер управления воздействиями опасностей применяются: — ...; — …».

            41. Информация из Карт является основанием для пересмотра инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, других документов в случае выявления в указанных документах пробелов в отражении требований безопасности труда.

  1. Анализ   предполагаемых   последствий  от  воздействия  опаснос­ти  проводится  с  учетом

информации о несчастных случаях, профес­сиональных заболеваниях, микротравмах, авариях и инцидентах.

  1. Для установления величины неприемлемого риска Карты ана­лизируются.
  2. Величина  неприемлемого  риска  в  учреждении образования устанавливается с учетом

имеющихся ресурсов, обязательств, указанных в Положении об основных направлениях деятельности учреждения образования в области ох­раны труда, и документально оформляется протоколом.

  1. На    основании    принятого    решения    о    величине    неприемле­мого    риска    лицо,

ответственное за организацию работы по охране труда в течение 3 дней разрабатывает проект мероприятий для снижения уровня рисков, превышающего установленную величину и/или устранения этих рисков и заносит предлагаемые мероприятия в Карты.

  1. Директор школы  рас­сматривает проекты мероприятий и принимает решение об их и включении в план мероприятий по охране труда (приложение Ж).
  2. Карты  хранятся  у  лица,  ответственного  за  организацию  работы  по  охране  труда,  а

учтенные копии — в структурном подразделении.

  1. Карты являются приложением к инструкциям по охране тру­да и изучаются работниками

при проведении инструктажей по ох­ране труда.

 

 5. ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ  

   МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

           49. Директор школы   устанавливает     и     периодически     актуализирует документально оформленные цели но охране труда для каждого подразделения.

При установлении целей по охране труда учитываются:

  • основные  направления  деятельности  школы  и  цели, относящиеся  к  его финансово- хозяйствен­ной деятельности;
  • основные направления деятельности школы в области охраны труда;
  • результаты определения опасностей, оценки рисков;
  • законодательные требования;
  • мнения работников;
  • уровень реализации ранее установленных целей и мероприятий в области охраны труда;
  • результаты расследования несчастных случаев, профессиональ­ных заболеваний, инцидентов, аварий;
  • результаты анализа системы управления охраной труда  школы     

           51. Цели должны быть определены качественно и, где это осу­ществимо, количественно.

  1. В  соответствии  с  видом  деятельности  конкретизируются следующие цели в области охраны труда:

  • обеспечение соблюдения работающими требований охраны труда;  безопасности при эксплуатации оборудования и инструмента; пожарной безопасности; радиационной безопасности; безопасности дорожного движения; безопасности эксплуатации зданий и сооружений;
  • нормализация условий производственной среды и трудового процесса;
  • санитарно-бытовое обеспечение работающих;
  • защита работающих от отрицательных воздействий неблагопри­ятных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • предоставление компенсаций за работу во вредных и/или опас­ных условиях труда.

  1. Для   достижения   установленных    целей   директор школы   разрабатывает   и   реализует   мероприятия   с   указа­нием   сроков   их   выполнения,   затрат   и ответственности.
  2. Основной     целью    реализации    мероприятий    является    устранение    (снижение)

неприемлемых рисков, удержание на удовлетворительном уровне приемлемых рисков.

  1. В  школе  осуществляется  перспективное, текущее  и оперативное планирование.
  2. Перспективные планы составляются на 2-3 года, теку­щие— на год, оперативные — на

квартал или месяц.

  1. Подготовка    проекта    перспективного    плана    осуществляется    одновременно    с

подготовкой проекта коллективного договора, со­ставными частями которого являются раздел «Охрана труда» и при­лагаемый к коллективному договору план мероприятий по охране труда (приложение Ж).

  1. Формированию   раздела   «Охрана   труда»   и  плана  мероприя­тий  по  охране  труда

предшествует сбор предложений от работников школы.

  1. Поступившие     предложения     рассматриваются      руководителя­ми      структурных

  • подразделений и в зависимости от их содержания:
  • направляются для исполнения в оперативном порядке;
  • включаются в оперативные и текущие планы и реализуются си­лами подразделения;
  • передаются лицу, ответственному за организацию работы по ох­ране труда, для рассмотрения вопроса об их реализации силами не­скольких подразделений учреждения образования.

            60. Лицо,  ответственное   за   организацию   работы  по  охране   труда,   руководствуясь основными   направлениями   планирования   и   разработки   мероприятий   по   охране    труда, поступившие предложения включает в проекты: плана мероприятий по охране труда; раздела «Охрана труда».

            61. Сгруппированные   указанным   в   п.  60   образом   мероприятия   по   охране   труда подразделяются на:

  • подлежащие реализации в оперативном порядке (передаются для исполнения соответствующим подразделениям) с поручением директора школы (при необходи­мости издается соответствующий приказ);
  • подлежащие рассмотрению для решения вопроса о включении в проекты раздела «Охрана труда» и плана мероприятий по охране труда (передаются совместной комиссии администрации и профсо­юзного комитета, осуществляющей переговоры о заключении коллективного договора).

            62. При    подготовке    предложений    по     улучшению     условий     и    охраны    труда предусматривается:

  • введение рациональных режимов работы, установление продолжительности ежедневной работы с уче­том специфики школы, определе­ние продолжительности перерывов для отдыха и питания;
  • предоставление компенсаций по условиям труда;
  • приведение оборудования, машин и механизмов в соответствие с требованиями безопасности;
  • создание оптимального температурно-влажностного режима и нормируемой освещенности на рабочих местах;
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещения­ми до установленных норм;
  • вывод из эксплуатации зданий, оборудования, не отвечающих требованиям охраны труда;
  • выполнение мероприятий по подготовке к работе в осенне-зим­них условиях;
  • другие мероприятия.

            63. Наряду   с   вышеуказанными    включаются    мероприятия,    связанные   с   текущей деятельностью по охране труда:

  • проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
  • паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • предварительные и периодические медицинские осмотры работ­ников;
  • обучение, повышение квалификации, проверка знаний и инс­труктирование по вопросам охраны труда;
  • разработка и пересмотр инструкций по охране труда, других ло­кальных нормативных правовых актов;
  • приобретение средств индивидуальной защиты и средств профи­лактики от заболеваний (смывающие и обезвреживающие средства);
  • обеспечение ухода за средствами индивидуальной защиты (проверка защитных свойств, стирка, чистка, обеспыливание, восстановление защитных пропиток, ремонт и др.);
  • проведение Дней охраны труда, смотров, осу­ществление всех видов контроля за соблюдением требований охра­ны труда соответствующими должностными лицами;
  • приобретение медицинских препаратов и перевязочных средств, первичных средств пожаротушения;
  • проведение планово-профилактических осмотров, освидетельствования, испытания, наладки, ремонтных работ по обеспечению безопасности оборудования, инструмента, объектов производственного и санитарно-бытового назначения;
  • отработка планов эвакуации, противоаварийных и противопо­жарных тревог;
  • приобретение необходимой бланочной документации;
  • подписка на периодические издания и приобретение норматив­ной документации и справочной литературы;
  • укрепление учебно-материальной базы кабинета и уголков по охране труда;
  • нанесение и восстановление сигнальных цветов и знаков безо­пасности;
  • очистка вентиляционных установок и воздуховодов, осветитель­ной арматуры, световых            фонарей, окон, фрамуг;
  • компьютеризация деятельности по охране труда;
  • проведение аудитов функционирования системы управления ох­раной труда;
  • другие мероприятия.

           64. При разработке мероприятий по охране труда анализируются следующие данные:

  • выявленные опасности с превышающим уровнем риска для здо­ровья и безопасности работников;

           результаты:

  • аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; обучения, инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
  • технических осмотров, освидетельствований состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и ме­ханизмов, другая документация учреждения образования по вопросам охраны труда, а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации заводов изготовителей оборудования, исполь­зуемого в школе;
  • обеспеченность работников необходимыми средствами защиты, а также материально-техническое обеспечение;
  • предписания органов государственного надзора и контроля, контролирующих служб, лица, ответственного за организацию работы по охране труда в школе;
  • представления профсоюзов;
  • предложения работников по улучшению условий труда;
  • документы и предложения вышестоящих органов;
  • информация о передовом опыте работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и т.д.

           65. В   ходе   переговоров   представителей   директора  и   профсоюзного комитета о  заклю­чении  коллективного  договора  вырабатываются  согласованные  ре­шения  о включении мероприятий в раздел «Охрана труда» и в план мероприятий по охране труда.

  1. После принятия  и  подписания  коллективного  договора  в  школе составляются текущие и оперативные планы рабо­ты, в которых определяются сроки и ответственные за исполнение мероприятий.
  2. Ответственные   исполнители  в  соответствии  с  установлен­ным   порядком   должны

своевременно представлять заявки на необ­ходимые материалы и изделия.

           68. Вопросы охраны труда находят также отражение и в других планах учреждения образования (планы подготовки к работе в осенне-зимних условиях, улучшения организации труда и управления и т.п.).

  1. В школе также разрабаты­ваются  планы мероприятий    по охране    труда частного характера (по доку­ментам расследования несчастных случаев, по выполнению предписаний органов надзора и контроля).
  2. Выполнение  мероприятий в установленном порядке оформ­ляется соответствующими

документами, и после их утверждения они включаются в установленную отчетность.

  1. При   разработке   планов   мероприятий   предусмат­ривается   организация   проверки

выполнения принятых решений.

  1. Ход  выполнения   мероприятий   по   охране   труда   рассматрива­ется   на  собраниях

трудового коллектива средней школы № 169 с принятием на них решений, стимулирующих своевременное и качественное выполнение порученных заданий.

  1. По  результатам  анализа  выполнения  планов  мероприятий по охране труда с учетом

изменений в деятельности школы (изменение оказываемых услуг, условий функционирования и другие) в планы, при необходимости, вно­сятся изменения и дополнения в порядке, установленном для их разработки, согласования и утверждения.

 

  1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ    ОХРАНЫ ТРУДА

  1. Общее руководство в области охраны труда осуществляет директор школы.
  2. Ответственность  за  обеспечение  функционирования  систе­мы  управления   охраной

труда несет назначенный приказом заместительдиректора средней школы № 169 по основной деятельности.

  1. Для организации  работы  и  осуществления  контроля  по  охра­не  труда  директор школы назначает приказом ответственное лицо за охрану труда. Лицо, ответственное за орга­низацию работы по охране труда действует на основании Положения о лице, ответственном за организацию работы по охране труда (приложение З).
  2. Решение  поставленных  целей  и  выполнение  мероприятий  по их реализации может

быть достигнуто только при исполнении руководителями подразделений и специалистами своих должностных обязанностей по охране труда (приложение К).

  1. Решение   каждой   конкретной   цели   управления   охраной   труда   закрепляется   за

подразделениями.

  1. При  определении  обязанностей  работников  по вопросам ох­раны труда соблюдается

принцип единства распорядительства, пер­сональной ответственности и разграничения обязанностей между уровнями управления.

  1. Принцип      единства      распорядительства,       персональной     ответс­твенности      и

разграничения обязанностей означает, что каждый ис­полнитель или структурное подразделение имеют только одного руко­водителя, которому они подчинены и от которого получают указания.

  1. При  выполнении  группой  работников  одной  задачи  управле­ния  охраной  труда их

обязанности не дублируются.

  1. При   разработке   документации   по   охране   труда   обес­печивается    их   увязка    с

обязанностями подразделений и отдельных исполнителей по вопросам охраны труда.

 

  1. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ (ОБУЧЕНИЯ), ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СТАЖИРОВКИ,  ИНСТРУКТАЖА,   ПОВЫШЕНИЯ   КВАЛИФИКАЦИИ   И   ПРОВЕРКИ   ЗНАНИЙ РАБОТАЮЩИХ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА

           83.  Подготовка    (обучение),   переподготовка,    стажировка,    инс­труктаж,   повышение квалификации  и  проверка  знаний  работающих   по   вопросам   охраны   труда   проводятся   в соответствии с требования­ми соответствующих нормативных правовых актов.

                             

8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

           84. В учреждении образования определен порядок:

           обмена информацией между директором школы, подразделениями, работниками;

           консультирования работников и других заинтересованных лиц по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

           участия работников в выявлении опасностей, оценке рисков и управлении ими, а также информирования о результатах этой работы;

           доведения законодательных и иных обязательных требований в области охраны труда до сведения работников и других заинтересованных сторон;

           участия работников в определении целей системы управления охраной труда и планов по их достижению;

           информирования работников обо всех изменениях, влияющих на состояние охраны труда.

           85. Цели информационной работы в области охраны труда в учреждении образования:

           закрепление и углубление знаний по вопросам охраны труда для профилактики нарушений требований охраны труда;

           обеспечение осведомленности работников в области охраны труда.

           86. Основными формами информационной работы в области охраны труда в учреждении образования являются:

           работа уголка по охране труда;

           наличие плакатов, знаков безопасности, брошюр, памяток;

           проведение Дней охраны труда;

           проведение собраний, совещаний.

           87. Внутренний обмен информацией и консультации.

           87.1. Внутренний    обмен    информацией    и    консультации    осущест­вляются     между различными уровнями руководителей и работниками школы и имеет следующие цели:

  • обеспечение осведомленности об основных направлениях де­ятельности и целях школы в облас­ти охраны труда;
  • разъяснение работнику ответственности в области охраны труда;
  • демонстрация обязательств руководства школы в области охраны труда;
  • сбор информации и предложений по улучшению системы уп­равления охраной труда;
  • распространение документации и информации о функциониро­вании системы управления охраной труда школы;
  • организация отчетности и информирования работников;
  • решение проблем и вопросов, касающихся охраны труда в учреждении образования.

87.2. С   целью   предоставления   информации,    отчетности,    обсуж­дения   вопросов   и

принятия решений в области охраны труда, в соответствии с составленным лицом, ответственным за организацию работы по охране труда и утвержденным директором школы графиком, в учреждении проводятся Дни охраны труда.

87.3. Внутренний  обмен   информацией   и   консультации  обеспе­чиваются  посредством

приказов, распоряжений, служебных записок.

87.4. Обучение  и  повышение  квалификации  работников  являет­ся  одним  из   способов

информирования.

           87.5. Для   наглядной    демонстрации    безопасных    приемов    труда,    напоминания    о необходимости  соблюдать  осторожность  при  выполнении  работы на территории школы, в помещениях, на рабочих местах с учетом назначения и содержания размещаются плакаты.

87.6. Для привлечения внимания,  предупреждения работников о возможной опасности  в

учреждении образования в соответствии с требованиями законодательства применяются сиг­нальные цвета и знаки безопасности.

           87.7. В   учреждении    образования    обмен    информацией    между    руководителем    и работниками обеспечивается через профессиональные союзы.

           88. Внешний обмен информацией и консультации.

           88.1. Внешний обмен информацией по вопросам охраны труда осуществляется с целью получения различного рода рекомендаций, указаний, а также ин­формирования о своей деятельности, об авариях, производственных травмах, профессиональных заболеваниях и т.д.

           Внешний обмен информацией осуществляется учреждением образования с Министерством образования, мест­ным исполнительным и распорядительным органом, комитетом по образованию Мингорисполкома, управлением образования администрации района, территори­альным управлением Департамента государственной инспекции груда Министерства труда и социальной защиты Республики Бела­русь, территориальным органом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, территориальным центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь и т.д.

88.2.         Консультирование  и обмен  информацией  с  органами госу­дарственного надзора  и контроля за соблюдением требований законо­дательства в области охраны труда осуществляется через запросы, отчеты, ответы на запросы и т.д.

88.3.        Переписка  с  органами  государственного  надзора  и  конт­роля  по вопросам охраны труда контролируется лицом, ответственным за орга­низацию работы по охране труда и хранится у директора школы.

88.4.         Школа предоставляет  информацию   о   действиях   в  области  охраны  труда  по письменным за­просам любых заинтересованных сторон.

88.5.         При  закупке  материалов  школа запрашивает  удостоверения  о  государственной гигиенической регистрации (сертификаты качества и соответствия). При закупке спецобуви, спецодежды, других средств индивидуальной защиты учреждение (организация) образования запрашивает удостоверение о государственной гигиенической регистрации средств индивидуальной защиты в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

88.6.         Поставщики обязаны предоставить  с технологическим и   инженерным оборудованием в школу паспорта на оборудование и инструкцию но его эксплуатации.

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

           87.Функционирование  системы  управления  охраной  труда  в СШ осуществляется  в  соответс­твии с  законодательными и иными требованиями в области охраны труда, в том числе локальными нормативными правовыми актами.

           88.Документация     системы    управления    охраной    труда    обеспечи­вает    описание направлений деятельности в области охраны труда и их взаимодействие.

  1. Вся имеющаяся документация системы управления охраной труда подразделяется на

 внешнюю и внутреннюю.

  1. К внешней документации относятся:
    • нормативные правовые акты Республики Беларусь в области ох­раны труда;
    • документы вышестоящей организации;
    • предписания контролирующих органов;
    • требования заинтересованных сторон и т.п.

            91. К внутренней документации относятся:

  • документы, разработанные учреждением образо­вания (стандарты организации, инструкции, программы и т.п.);
  • документы, содержащие данные о состоянии охраны труда, о функционировании системы управления охраной труда (записи).

            92. В учреждении образования установлен следующий порядок управления документацией:

  • место нахождения документов – кабинет заместителя директора школы,  ответственного за охрану труда;
  • своевременный анализ, пересмотр и утверждение документов производится в устанавливаемые приказом сроки уполномоченными работниками;
  • доступ к действующим версиям соответствующих документов во всех местах, где выполняются работы, необходимые для эффектив­ного функционирования системы;
  • своевременное изъятие устаревших документов.

            93. Управление документацией предусматривает:

            разработку, согласование, утверждение, регистрацию и введение в действие документа, а также обозначение подлинника (оригинала) документа и его хранение;

            изготовление рабочих копий, их учет, пересмотр, об­новление, отмену, повторное утверждение, обозначение изменений, изъятие и хранение архивных документов.

            94. Документ содержит:

  • установленные подписи, расшифровку подписей и даты подписания документа;
  • номер приказа о введении в действие или дату введения в действие;
  • нумерацию страниц;
  • номер,  указывающий, что дан­ный документ учтен и зарегистрирован;
  • отметку «КОНТРОЛЬНЫЙ» — на подлиннике, отметку «РАБОЧИЙ» —на копии документа.

  1. Разрабатываемые        документы       соответствуют       тре­бованиям       технических

нормативных   правовых актов. Также соблюдаются требования к оформлению (в соответствии с инструкцией по делопроизводству).

            96. Документы вводятся в действие приказом руководителяс указанием даты введения документа в действие.

  1. Утвержденные  документы  системы  управления  охраной  тру­да  регистрируются   в

«Журнале регистрации и выдачи документов системы управления охраной труда» по форме (приложение М).

            98. Документы   считаются    учтенными,    если   на   обложке   стоит   отметка «КОНТРОЛЬНЫЙ» - для контрольного экземпляра, и «РАБОЧИЙ» - для рабочих экземпляров.

  1. На копиях документов проставляются номера экземпляров, и документы выдаются  в

необходимом для работы количестве руко­водителям подразделений, работникам.

100.Выдаваемые в подразделения,  работникам  документы  регис­трируются в «Журнале

 регистрации и выдачи документов системы управления охраной труда» лицом, ответственным за организацию работы по охране труда в школе, назначенным приказом.

101.После    получения    документов   но   охране   труда   руководитель   подразделения

знакомит с содержанием или обучает работников подразделения работе согласно полученным документам под рос­пись на обратной стороне документа или в Листе ознакомления.

             102.В школе составляется и периодически актуализируется перечень основных обязательных документов, ведение которых предписано действующим законодательством о безопасности и гигиене труда (приложение Н).

             103.Документы, подлежащие ежегодному пересмотру, пересматриваются и утверждаются до начала следующего года.

       104.Порядок внесения изменений аналогичен порядку разра­ботки документов.

             105.Выдача документов и их копий сторонним организациям допускается с разрешения школы.

             106.Условия хранения документации по охране труда в под­разделениях должны обеспечивать ее сохранность, рациональное размещение, удобство для работы с ней и исключать свободный доступ посторонних лиц, возможность утраты и ненадлежащего об­ращения.

  1. Ответственность  за   хранение  учтенных   копий   документов   по   охране  труда  в

подразделениях возлагается на руководителей со­ответствующих подразделений.

             108.Анулированные подлинники (контрольный экземпляр) документов хранится у лица, ответственного за организацию работы по охране труда отдельно от действующих.

             109.На контрольном экземпляре аннулированного документа ставится отметка «АРХИВНЫЙ», и вносятся сведения об аннулировании в «Журнал регистрации документов системы управления охраной труда». Архивный экземпляр хранится у лица, ответственного за организацию работы по охране труда в соответствии с требованиями законодательства.

10. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ

             110.Управление операциями в средней школе № 169осуществляется с целью обеспечения выполнения основных направлений деятельности школы в области охраны труда.

             111.В учреждении образования проводится анализ всех видов деятельности определяются операции, с которыми связаны опасности и риски.

             112.В соответствии с требованиями законодательства в школе с учетом видов деятельности определены процедуры по обеспечению безопасного выполнения всех видов работ и оказываемых услуг, а именно:

  • соблюдение законодательства об охране труда при приеме на рабо­ту, проведение медицинского осмотра работников (приложение О);
  • обеспечение средствами индивидуальной за­щиты, соответствующими требованиям безопасности;
  • хранение материалов, продукции, погрузо-разгрузочные работы;
  • приемка здания после капитального ремонта;

              обеспечение:

  • безопасной эксплуатации оборудования, инструмента;
  • безопасной эксплуатации здания;
  • требований охраны труда при перепланировке помещений, создании новых рабочих мест, установке и вводе в эксплуатацию машин и т.п.;
  • безопасности при производстве работ с повышенной опас­ностью;
  • пожарной безопасности (приложение П);
  • требований охраны труда при использовании работниками личного транспорта в интересах учреждения (организации) образования;
  • паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • зашита работников от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты и профилактики (приложение Р);
  • санитарно-бытовое обеспечение работников (приложение С);
  • предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных или опасных условий труда;
  • проведение Дней охраны труда;
  • контроль за состоянием охраны труда.

 

  11. ГОТОВНОСТЬ К АВАРИЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И РЕАГИРОВАНИЕ НА НИХ

113.Аварийная подготовленность и реагирование подразумеваютосуществление конкретных действий при аварийных ситуациях, которые могут привести к нанесению вреда жизни или здоровью работников учреждения образования.

114.Аварийная подготовленность и реагирование осуществля­ются в соответствии с ППБ 01-2014 «Правила пожарной безопас­ности Республики Беларусь для учреждений и организаций системы образования», другими нормативными правовыми актами.

115.Основными задачами учреждения образования при возможных аварийных ситуациях и реагировании на них являются:

  • установление вероятных участков возникновения аварийных си­туаций;
  • локализация аварийных участков и ликвидация последствий аварий;
  • анализ причин возникновения аварийной ситуации, разработка мероприятий по их устранению и проверка подготовленности ра­ботника к локализации и ликвидации последствий возникшей ава­рийной ситуации.

 116. К внутренним аварийным ситуациям относятся:

  • повреждение инженерных сетей, сооружений и коммуникаций;
  • возникновение аварий в прачечной, на пищеблоке,  и др.;
  • нарушение условий хранения и утилизации использованных ртутьсодержащих ламп;
  • возникновение очагов пожаров в помещениях учреждения.

117.Подготовленность к возможным аварийным ситуациям включает:

  • проведение анализа потенциального риска в деятельности школы и определение опасных учас­тков, степени их опасности и возможных последствий;
  • разработку порядка действий вслучае возникновения аварий­ной ситуации и внесение в инструкции по охране труда порядка действий работника при возникновении аварийных ситуаций;
  • проведение тренировок работников по выполнению порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации;
  • проверку и корректировку порядка действий в случае возникно­вения аварийной ситуации;
  • проверку работы пожарной сигнализации;
  • проведение анализа подготовленности к локализации и ликви­дации аварийных ситуаций и последствий аварий;
  • разработку мероприятий по снижению риска ущерба здоровью людей.

 118.Анализ произошедших аварий включает:

  • документальное оформление факта аварии и ее последствий;
  • классификацию аварий;
  • оценку риска возможного повторения подобной аварии;
  • разработку корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;
  • ознакомление работника с внесенными изменениями.

119.В школе раз­работан комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременную эвакуацию людей и материальных ценностей.

120.На всех этажах здания размещаются планы эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара.

121. Порядок организации работы по обеспечению пожарной безопасности приведен в приложении П.

 

 12. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА

 122.Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций.

123.Контроль осуществляется в форме проверок, обследо­ваний, осмотров, систематического учета показателей, характеризу­ющих состояние условий и охраны труда, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусмат­ривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.

 124.Основными задачами контроля являются:

  • выявление и предупреждение нарушений требований охраны груда;
  • оценка состояния условий труда работников, безопасности инструмента, материалов, результативности применения средств заши­ты работниками;
  • выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований других локальных нормативных актов по охране труда;
  • принятие мер по устранению выявленных недостатков.

125.Основными видами контроля являются:

  • контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами средней школы № 169 в соответствии с их должностными обязан­ностями;
  • контроль по охране труда, осуществляемый лицом, ответственным за орга­низацию работы по охране труда учреждения образования;
  • периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителем руководителя школы с участием общественного ин­спектора профсоюза по охране труда;
  • общественный контроль за соблюдением законодательства об охране туда, осуществляемый профсоюзами.

126.Полномочия и ответственность руководителей и специалистов школы по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями.

127.При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда в школе.

128.Руководитель учреждения образования осуществляет контроль за:

  • соблюдением в школе законо­дательства о труде и охране труда, локальных нормативных право­вых актов по охране труда;
  • выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами;
  • соответствием законодательству о труде и охране труда локаль­ных нормативных правовых актов;
  • выполнением решений (постановлений, приказов, предписа­ний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, государственной экспертизы труда, представлений тех­нической инспекции труда профсоюзов;
  • реализацией мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных планами, коллективным договором;
  • своевременным проведением осмотров, испытаний, техничес­ких освидетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной зашиты;
  • эффективностью работы вентиляционных систем;
  • организацией рабочих мест и мест производства работ в соот­ветствии с требованиями охраны труда;
  • своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям  труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, за разработкой и выполнением по их ре­зультатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями;
  • наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда;
  • проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работ­ников по вопросам охраны труда;
  • прохождением работниками обязательных медицинских осмотров;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций по условиям труда;
  • соблюдением требований законодательства об охране труда жен­щин и работников моложе восемнадцати лет;
  • соблюдением установленного порядка расследования и учета не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

129.Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее — периодический контроль) проводится ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.

130.Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осу­ществляется руководителем структурного подразделения с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномо­ченного лица по охране труда работников).

 131.Ежедневно проверяется:

  • состояние рабочих мест;
  • исправность оборудования, инструмента, вентиляционных систем и установок;
  • наличие инструкций по охране труда и средств индивидуальной защиты;
  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявлен­ных предыдущими проверками;
  • соблюдение работниками требований безопасности при выпол­нении работ.

132.В процессе проверки руководителем подразделения прини­маются меры по устранению выявленных нарушений.

133.В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к несчастному случаю или аварии, работа приостанавливается до ус­транения этого нарушения, о чем письменно сообщается вышесто­ящему руководителю.

134.Результаты проверки и предложенные мероприятия по ус­транению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда.

135.Ежемесячный контроль проводится руководителем структурно­го подразделения с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда, лица, ответственного за организацию работы по охране труда.

136.В ходе ежемесячного контроля проверяются:

  • результаты ежедневного контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных кол­лективным договором, планом мероприятий но охране труда, мероприятий по управлению рисками;
  • выполнение приказов и распоряжений директора школы, мероприятий по документам рас­следования несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний, а также результаты рассмотрения представлений общественного инспектора профсоюза по охране труда;
  • исправность и соответствие оборудования требованиям охраны труда;
  • соблюдение работниками правил, норм, инструкций по охране труда;
  • выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных систем и установок, соблюдение инструкций;
  • состояние рабочих мест, территории, прилегающей к учреждению образования;
  • наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
  • своевременность проведения инструктажа по охране труда ра­ботникам;
  • наличие средств индивидуальной защиты и правильность их ис­пользования работниками;
  • предоставление работникам компенсаций по условиям труда;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспе­чение работников смывающими и обезвреживающими средствами;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;
  • состояние уголка по охране труда, наличие средств наглядной агитации.

137.Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесяч­ного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состо­янием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назнача­ются ответственные их исполнители и сроки исполнения.

138.В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этих нарушений, о чем письменно сообщается директору школы.             

139.Руководитель подразделения школыорганизует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных в ходе проведения ежемесячного контроля.

140.Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются на совещании при директоре школы.

141.Ежеквартальный контроль осуществляется заместителем директора с участием руководителей структурных подразделений, обще­ственного инспектора по охране труда.

142.В ходе ежеквартального контроля проверяются:

  • организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
  • выполнение целевых и плановых мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами;
  • выполнение мероприятий по документам расследования несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
  • техническое состояние и содержание здания (сооружений), по­мещений и прилегающих к ним территорий, состояние дорог, тро­туаров, проходов и проездов;
  • соответствие рабочих мест, оборудования требованиям охраны труда;
  • эффективность работы вентиляционных систем и установок;
  • выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защи­ты и организация ухода за ними;
  • наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, уголка по охране труда;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

143.По результатам ежеквартальною контроля по каждому структурному подразделению оформляется акт, в котором указыва­ются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.

144.Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля осуществлять в установленный приказом директора школы День охраны труда.

145.В программу Дня охраны труда включают мероприятий по проверке состояния условий и охраны труда на рабочих местах и проведение совещаний с участием директора (заместителя директора) школы, руково­дителей структурных подразделений, лица, ответственного за организацию работы по охране труда, общественного инспектора профсоюза по охране труда.

146.На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в структурных подразделениях школы, заслушиваются доклады их руководителей, рассматрива­ются имевшие место случаи нарушения требований охраны труда, изучается передовой опыт работы по охране труда.

 147.По результатам проведения Дня охраны труда директор школы издает приказ.

 

13. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА 

ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, АВАРИЙ И      ИНЦИДЕНТОВ. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

148.Расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов в учреждении образования проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами.

149.Порядок расследования выявленных нарушений, проведения мероприятий по их устранению регламентируется соответству­ющими документами учреждения образования.

150.Нарушения выявляются в плановом порядке:

  • при определении опасностей;
  • осуществлении проверок представителями органов государс­твенного надзора и контроля, специалистами Министерства образо­вания, директором (заместителем директора) школы, общественным инспектором труда профсоюза;
  • проведении внутренних аудитов.

 151.С целью выявления несоответствий предусматривается проведение внеплановых проверок в следующих случаях:

  • при проведении расследования несчастных случаев, профессио­нальных заболеваний и аварий;
  • проведении мероприятий, связанных с принятием новых нормативных правовых актов по охране труда, замене и модернизации оборудования;
  • поступлении информационных сообщений Министерства обра­зования об авариях и несчастных случаях, происшедших в учреждениях образования, организациях, осуществляющих аналогичную деятельность;
  • проведении анализа запросов и претензий заинтересованных сторон.

152.Результаты анализа являются основой для принятия решения о степени значимости несоответствия, области распространения и уровне принятия решения об устранении.

153.Причины нарушений могут быть связаны:

  • с уровнем подготовленности и ответственности работника в об­ласти охраны труда;
  • управлением документацией по охране труда;
  • невыполнением нормативных правовых актов в области охраны труда;
  • несоблюдением работниками регламента эксплуатации обо­рудования.

154.Нарушения выявляются работниками или по­сетителями школы.

 155.Выявленные нарушения регистрируются в журналах перио­дического контроля, актах, протоколах ответственными лицами в установленном порядке.

156.Для предотвращения и устранения причин нежелательных событий и предупреждения их повторения в школе предпринимаются предупреждающие и коррек­тирующие действия.

157.Если корректирующие и предупреждающие действия требу­ют выделения дополнительных ресурсов для обеспечения безопас­ности, то решения по выработанным корректирующим действиям принимает директор школы.

158.После осуществления корректирующих и предупреждаю­щих действий анализируется их результативность.

159.По результатам расследования несчастных случаев, осу­ществления корректирующих и предупреждающих действий опре­деляются основные причины недостатков (если таковые будут оп­ределены) в системе управления охраной труда и общем управлении школой.

160.Полученные данные передаются для анализа директору школы для проведения внепланового анализа функционирования системы управления охраной труда.

161.Если по результатам расследования нежелательных событий недостатки в системе управления охраной труда и общем управле­нии не были выявлены, то результаты расследования нежелательных событий и информация о результативности проведенных корректирующих (предупреждаю­щих) действий является составляющей частью ежегодного анализа функционирования системы управления охраной труда.

162.Выходные данные анализа результативности корректирующих и предупреждающих действий используются для включения их в планы управления охраной труда. 

                                                 14. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЯМИ

163. В школе ведутся записи, регистрирующие достигнутые результаты, служащие доказательством осуществления соответствующей деятельности.

164.Управление записями включает в себя следующие этапы: регистрация и учет данных, обозначение, хранение, выдача в пользование, проверка и восстановление, изъятие записей, архивирование и утилизация записей.

165.Регистрация и учет записей осуществляется в отчетах, жур­налах, актах, протоколах, карточках и т.п.

166.Обозначение записей осуществляется:

             по наименованию документов (например, «Журнал регистрации протоколов»);

             по наименованию и номеру с указанием даты заполнения до­кументов («Отчет по внутреннему аудиту № ____ от _________г.»).

 167.Хранение, восстановление, изъятие, ликвидацию записей по охране труда в подразделении обеспечивает работник, ответс­твенный за ведение записей, назначенный приказом по школе.

168.Журналы регистрации, учета записей по охране труда нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью с указанием общего количества листов (страниц), подписи и фамилии работника, ответственного за ведение записей.

169.Записи о функционировании системы управления охраной труда в подразделении должны храниться в папках, имеющих соответствующие наименования («Дело №_____ Обучение, осведомленность и компетентность», «Дело №_____ Анализ со стороны руководства»). В каждой папке создана опись хранящихся в ней записей.

170.Журналы регистрации, учета записей по охране труда нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью с указанием общего количества листов (страниц), подписи и фамилии работника, ответственного за ведение записей.

171. Папки с записями учитываются в номенклатуре дел учреждения образования.

172.Записи должны быть разборчивыми, прослеживаемыми, храниться таким образом, чтобы они были защищенными от повреждения, изнашивания или утери (хранятся в папках, файлах и др.).

 173.Выдача находящихся на хранении записей по охране труда впостоянное и временное пользование осуществляется лицом, ответственным за записи, с регистрацией в Журнале учета выдачи документов системы управления охраной труда.

174.При необходимости выдачи записей по охране труда в постоянное пользования, лицо, ответственное за записи делает копию документа и выдает ее под роспись (с указанием даты, фамилии и должности получателя). При этом в правом верхнем углу документа делается пометка «Копия».

175.Записи по охране труда выдаются без права выноса за пре­делы школы.

176.Решение о выдаче записей по охране труда сторонним организациям принимается директором (заместителем директора) школы, ответственным за систему уп­равления охраной труда, по письменному запросу сторонней орга­низации.

177.Ответственным лицом за хранение (ведение) записей осуществляется их проверка путем сверки:

  • документов, хранящихся в папках с имеющейся в них описью;
  • записей в журналах с количеством листов и их наличием;
  • наименования и наличия папок и журналов с перечнем номенклатуры дел.

178.На описи, имеющейся в папке, обложке журнала (оборотная сторона) ответственный за записи делает отметку «Проверено», ставит дату проверки и личную подпись.

179.По истечении срока хранения записи изымаются ответс­твенным лицом из мест хранения и передаются в архив учреждения образования, а неподлежащие архивированию, ис­порченные — утилизируются. 

                              15. АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ГРУДА

180.Аудит  проводится  для  получения  достоверной  информации о функционировании системы управления охраной труда в целом и  предоставления  этой  информации  для  анализа руководителю школы.
181.Несоответствия    в    функционировании    системы    управления    охраной    труда, выявляемые  в  результате  проведения  аудита,  не  рассматриваются отрицательно и не служат основанием для привлечения работников к ответственности.

            182.Для организации аудитов определяется порядок их проведения, цели и задачи.

            183.Цели проведения аудитов:

            определение результативности функционирования системы управ­ления охраной труда;

            проверка соответствия деятельности в области охраны труда установленным требованиям;

            обеспечение постоянного совершенствования работы по охране труда.

            184.Проведение внутренних аудитов включает в себя следую­щие этапы:

            планирование аудитов — разработка графика (приложение Т) и плана проведения аудитов по подразделениям на год (прило­жение У);

            проведение внутренних аудитов, оформление результатов со­ставление отчета (приложение Ф);

            разработка, проведение и контроль выполнения корректирую­щих действий;

            периодический анализ, оценка результативности внутренних ау­дитов.

            185.При  разработке  графика  проведения  внутренних  аудитов учитывается, что каждое подразделение школы проверяется  не  реже 1 раза  в  год. При  определении  периодичности учитываются результаты предыдущих аудитов.

            186.Внеплановые  аудиты  системы управления охраной труда проводятся  на  основании приказа директора школы, в связи:

  • с изменениями в видах деятельности школы;
  • изменениями применимых к учреждению обра­зования законодательных и других требований в области охраны труда;
  • возникновением несчастных случаев, профессиональных забо­леваний, инцидентов, аварий;
  • неудовлетворительной оценкой эффективности корректирую­щих и предупреждающих действий;
  • требованиями органов надзора и контроля, органов по серти­фикации.

            187.Внутренние аудиты проводят специалисты школы, прошедшие специальное обучение, либо привлекаемые учреждением образования специа­листы, имеющие право проведения аудитов.

            188.При назначении группы по аудиту один из аудиторов на­значается руководителем группы.

            189.Аудитор не должен проверять свою деятельность.

            190.Ответственность за организацию проведения внутренних аудитов несет заместитель директора, назначенный приказом.

            191.Аудит проводится непосредственно на рабочих местах пу­тем опроса работников и проверки фактического состояния дел.

            192.Информацию, полученную в результате опроса, аудиторы должны проверить и подтвердить путем сравнения с информацией из документированных источников, таких как: протоколы, отчеты, акты, предписания и другие документы и записи по охране труда.

            193.Выявленные нарушения аудиторы записывают в отчет о не­соответствиях по внутреннему аудиту.

            194.Заполняя графу отчета «Установленное несоответствие», аудитор приводит основанное на фактах четкое и точное описание того, что не выполняется.

            195.Аудитор совместно с руководителем проверенного под­разделения в графе отчета «Корректирующие действия» указывают меры по устранению нарушений с указанием сроков их выполнения в графе отчета «Срок выполнения».

            196.Копия отчета о выявленных нарушениях по внутреннему аудиту выдается руководителю проверенного подразделения, а ори­гинал отчета остается у аудитора.

            197.В    случае    невозможности     устранения     нарушений     силами    подразделения руководитель   подразделения   информирует   о   данной   ситуации   лицо,    ответственное    за организацию работы по охране труда.

            198.Контроль выполнения корректирующих мероприятий осу­ществляет лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, отчет об их вы­полнении представляет руководитель проверенного подразделения.

199.При  анализе  системы  управления  охраной  труда   результаты   аудитов   подлежат

периодической оценке.

            200.После внедрения корректирующих действий руководитель проверенного подразделения (работник, деятельность которого проверялась) приглашает аудитора для проверки внедрения корректирующих мероприятий.

           201.При положительном заключении аудитор делает отметку о выполнении с указанием даты фактического внедрения корректиру­ющих действий и ставит свою подпись.

 

16. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

           202.Целью проведения анализа функционирования системы управления охраной труда в учреждениях образова­ния является обеспечение ее постоянного соответствия установлен­ным требованиям, результативности и совершенствования.

           203.Для обеспечения периодического анализа функционирова­ния системы управления охраной труда, своевременности разработки корректирующих и предупреждающих действий, мероприятий по со­вершенствованию системы управления охраной труда в учреждении образования определен соответствующий порядок.

           204.Ответственность за организацию анализа функционирова­ния системы управления охраной труда возложена на заместителя руководителя, назначенного приказом.

           205.Ответственность за сбор, обработку информации для отчета о функционировании системы управления охраной труда возложена на лицо, ответс­твенное за организацию работы по охране труда.

           206.Анализ функционирования системы управления охраной труда проводится в первом квартале года, следующего за отчетным.

           207.Основанием для проведения анализа функционирования системы управления охраной труда является приказ директора школы.

           208.Проект приказа о проведении анализа функционирования системы управления охраной труда готовит лицо, ответственное за организацию работы по охране труда в конце года.

             209.Приказ включает следующую информацию:

  • повестка дня;
  • дата и время совещания по проведению анализа функциониро­вания системы управления охраной труда;
  • лица, участвующие в проведении анализа функционирования системы управления охраной труда.

            210.При   необходимости,   приказом   руководителя   школы   может  быть   назначено   совещание   для    проведения    внеочередного   анализа    функционирования  системы   управления охраной труда.

            211.Проведение   анализа  функционирования   системы   управления   охраной  труда  и принятие решений со стороны руководителя включает в себя следующие основные этапы:

  • планирование совещания по проведению анализа функциони­рования системы        управления охраной труда;
  • подготовка необходимой для анализа информации;
  • анализ системы управления охраной труда и принятие соответствующих решений;
  • контроль выполнения решений;
  • доработка по результатам контроля выполнения решений.

            212.Для  проведения  анализа  функционирования  системы  управления  охраной  труда
лицо,  ответственное  за  организацию  работы  по  охране  труда, обеспечивает сбор следующей информации:

  • о причинах нарушений, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инцидентов и аварий в учрежде­нии образования;

результатах:

  • снижения, устранения рисков, реализации целей и меропри­ятий по управлению рисками;
  • аудитов функционирования системы управления охраной труда;
  • корректирующих и предупреждающих действий, выполнен­ных после предыдущего анализа;
  • противопожарных тревог;
  • отчет лица, ответственного за организацию работы по охране труда, о затратах на охрану труда и затратах в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями по форме приложения Х;
  • рекомендации от работников по улучшению условий груда и другую информацию.

            213.Информация для проекта отчета о результативности функци­онирования системы управления охраной труда лицом, ответственным за организацию работы по охране труда по форме приложения Ц.

            214.Объем информации должен быть достаточным для прове­дения в школе объективного анализа результа­тивности функционирования системы управления охраной труда, реализации основных направлений деятельности школы, целей в области охраны труда и принятия необходимых решений.

            215.Лицо, ответственное за функционирование системы управления охраной труда, готовит проект отчета о функционировании системы управления охраной труда по форме приложения Ч.

            216.На совещании заместитель директора школы докладывает о функционировании системы управления охраной труда с оценкой ее результативности и выносит на рассмотрение проект предлагаемых решений (мероприятий) по повышению результативности системы управления охраной труда, изменению основных направлений деятельности учреждения образования, целей в области охраны труда.

            217.По   результатам    анализа    системы    управления    охраной   труда   руководитель     

принимает решения, направленные на ее совершенс­твование и повышение результативности, в частности:

  • пересмотр основных направлений деятельности учреждения, целей и планов в области охраны труда;
  • перераспределение ответственности и полномочий;
  • пересмотр и корректировка документов, в соответствии с кото­рыми осуществляется система управления охраной труда;
  • разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда и т.д.

           218.По    результатам    анализа    со    стороны    руководителя    дается    общая    оценка результативности функционирования системы управ­ления охраной труда.

           219.Информирование работников о результатах совещания и принятых решениях осуществляется на Днях охраны труда.

           220.Ответственность за реализацию решений совещания несет за­меститель директора школы, ответс­твенный за функционирование системы управления охраной труда.

           221.Выполнение решений по результатам совещания о функци­онировании системы управления охраной труда контролирует лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

           222.Результаты проведения Дней охраны труда являются частью анализа функционирования системы управления охраной труда.

 

                                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

           1. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда».

           2. Концепция государственного управления охраной трута в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904).

           3. Государственный стандарт СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Общие требования».

           4. Рекомендации по разработке системы управления охраной груда в организации (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 апреля 2005 г. № 41).

           5. Положение о планировании и разработке мероприятий по ох­ране труда (постановление Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136).

  1.  Инструкция    о    порядке    подготовки    (обучения),     переподготов­ки,    стажировки,

инструктажа,  повышения  квалификации  и  провер­ки знаний работающих по вопросам охраны труда  (постановление  Министерства  труда  и  социальной  защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175).

           7. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников (постановление Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 (с изменениями и дополнениями)).

           8. ППБ  РБ  2.27 - 2005    «Правила   пожарной   безопас­ности   Республики  Беларусь  для учреждений и организаций системы образования».

           9. Типовые     положения     о     службе    охраны    труда    организации    (постановление Министерства  труда  и социальной  защиты  Республики  Беларусь  от  24  мая  2002 г.  № 82  (с изменениями и дополнениями)).

          10. Инструкция    по   проведению   паспортизации   санитарно - тexнического   состояния условий и охраны труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от   4 февраля 2004 г. № 11 (с изменениями и дополнениями)).

          11. Типовая  инструкция  о  проведении  контроля  за   соблюдени­ем   законодательства  об охране   труда   в   организации   (постановление   Министерства   труда   и  социальной  защиты Республики  Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159).

          12. Порядок   осуществления   профсоюзами  общественного  конт­роля   за   соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде  (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (с изменениями и дополнениями)).

          13. Правила     расследования    и     учета     несчастных    случаев    на    производстве    и профессиональных заболеваний  (постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 15 января 2004 г. № 30 (с изме­нениями и дополнениями)).

          14. Положение  о  системе   управления   охраной  труда   в   учрежде­ниях  образования   и организациях системы Министерства образо­вания.