Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Субкультуры

СУБКУЛЬТУРА (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

ФЭНДОМ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры[4]. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить её субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой[5]. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «готическая лолита» и «готический аристократ» уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.



ПОДРОСТКОВЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОЗДАЮТ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ:

1. помогает выйти из конфликта пубертатного возраста;

2. удовлетворить потребность подростков в общении;

3. обучает навыкам общения и как следствие — повышает авторитет подростка в глазах сверстников;

4. оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;

5. помогает подросткам адаптироваться к жизни.



ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ ПОПАСТЬ ПОД ВЛИЯНИЕ И СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МАНИПУЛЯЦИЙ.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ? РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Если вы поняли, что вами манипулируют, вам необходимо постараться выйти из-под чужого влияния. И утвердить свое право поступать так, как вы считаете нужным. Что для этого необходимо?

Говорите «нет»

Попытка лишить вас права на отказ и есть манипуляция.

Будьте спокойны

Сохраняйте «личное пространство»

«Я думаю, это только мое дело», «Это решение я могу принять самостоятельно», «Мне кажется, эта сторона моей жизни никого не касается» – дайте понять манипулятору, что не собираетесь никого пускать в свое личное пространство.

Уточняйте

Если манипулятор требует от вас какого-то действия или обвиняет вас в чем-либо, не оправдывайтесь и не объясняйте свое нежелание что-либо делать. Вместо этого зай­митесь уточнениями.

Ставьте манипулятора в некомфортное для него положение. Если вы заметили, что он предпочитает говорить наедине – поднимите интересующую вас тему, когда вокруг есть другие люди. Если ему удобнее «на своей территории» – вынуждайте его общаться только «на чужой» (на улице, в кафе и т.д.).

Не принимайте чужую оценку информации, людей, событий. «Я вижу это иначе» – фраза, которую можно при желании развить или оставить просто констатацией факта.

Подходите критически к любой информации и любым, даже самым тривиальным требованиям. Лично вы можете проверить эту информацию и убедиться в ней? Нет? Значит, не принимайте ее на веру. Лично вам нужно то, что от вас пытаются требовать? Нет? А зачем тогда вам это делать?

Никогда не соглашайтесь на требование немедленно принять какое-то решение. Всегда должно быть время подумать, взвесить все «за» и «против», изучить дополнительную информацию.



РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ НЕФОРМАЛОВ:

Что не делать ни в коем случае?

Не паниковать и не бояться. Молодежные субкультуры существовали в том или ином виде всегда. Причем не только для того, чтобы взрослых позлить. Неформальные объединения, подчеркнем еще раз, нужны молодежи для общения, самовыражения, развития.

Не запрещать. Запретный плод, как известно, сладок. С неформалами всегда пытались бороться, но результат был нулевым либо обратным. Вспомним 60-е - 80-е годы прошлого века с их гонениями на хиппи, панков, металлистов... Эти субкультуры и по сей день никуда не делись, а их "гонители" и "запретители" давно потеряли авторитет.

Не игнорировать. Это может оказаться еще хуже запретов. Пусть подросток знает, что вы в курсе его увлечений: что-то вас устраивает, что-то - нет. Иначе подросток может подумать, что он вам безразличен, что вы его разлюбили.

Не оскорблять кумиров подростка. В этом возрасте даже фраза "Выключи эту ерунду (какофонию, рычалку)" может вызвать обиду, и как следствие - взрыв агрессии. Да-да, подросток может это воспринять не как ваше желание отдохнуть от грохота музыки, а как неуважение к себе, как желание оскорбить и задеть. Лучше сначала поинтересоваться, что это за группа, и лишь потом сказать, что вы устали, и попросить сделать звук потише.

Не обвинять во всех смертных грехах. Высказывания из серии "Все неформалы - преступники и алкоголики" не только обидны, но еще и неверны. Пагубные привычки и преступления не зависят от любимой музыки и внешнего вида.

Не преуменьшать важности подросткового увлечения: мол, это у тебя скоро пройдет, перерастешь, перебесишься. Даже если это верно, подросток все равно вам не поверит и будет настаивать, что "это - навсегда". Кстати, некоторые подростковые хобби и увлечения в будущем могут перерасти в профессию. Ведь кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет в будущем пиар - агентом музыкальной группы или тренером спортивной команды. Даже если и нет, многие и во взрослом состоянии не бросают юношеские увлечения: слушают любимую музыку, болеют за любимую команду.

Приняв эти несложные правила, вы сможете предотвратить многие конфликты.

Можно и нужно

Собирать информацию. Узнайте о субкультуре, к которой примкнул подросток, что-то новое. И поделитесь этой информацией с ним. А лучше - займитесь совместным веб-серфингом: поищите нужную информацию в Интернете вдвоем. Это сблизит вас, а заодно и развеет многие накопившиеся страхи. Если вас все еще бросает в дрожь, посмотрите юмористический сериал "Папины дочки". Там есть спортсменка-футболистка, модница и даже готка! Они разные, со сложными характерами, но они - вместе и при этом прекрасно дополняют друг друга.

Обсуждать все свои опасения и сомнения с подростком. Используйте при этом "Я-сообщения". Например: "Я беспокоюсь, что..." или "Меня волнует...", а не "Ты плохо себя ведешь", "Ты не прав". Не бойтесь спросить у подростка, если чего-то не знаете или не поняли из его объяснений. В таком разговоре важно не только умение аккуратно задавать вопросы, но и умение слушать, не перебивая.

Быть внимательным и чутким. Важно помнить, что подростку бывает не менее страшно, больно или обидно, чем малышу. А ваше внимание, понимание и любовь в это сложное время жизни нужны ему даже больше, чем когда он был маленьким.

Использовать увлечение подростка ему во благо. Он увлекается экстремальными видами спорта? Замечательно! Это повод поговорить о здоровом образе жизни. И теперь подобный разговор скорее всего не будет воспринят как нудные нотации и пустое сотрясание воздуха. Любит рок, особенно англоязычный? Тоже отлично! Практически любой подросток с удовольствием переведет и выучит текст песни, чтобы затем подпевать на концерте любимой группе. Приятное с полезным: и развлечется, и английский подтянет.

Выбрать вместе с подростком атрибутику с символикой и названием его любимой группы (или спортивной команды) - это будет актом признания его права на самоопределение и самовыражение. А, придя домой, попросите его рассказать вам о любимых музыкантах или спортсменах. Подросток оценит ваше внимание, а вы наконец-то узнаете, почему "Ария" рулит!", а ""Зенит" - чемпион!".

Рассказать о том, чем сами увлекались в молодости: этим вы покажете, что понимаете его страсть к музыке или спорту. Даже если подросток и назовет все это "нафталином", он поймет, что у вас с ним больше общего, чем различий. 
Любите их такими, какие они есть

Важно помнить  о том, что не бывает "опасных" или "безопасных" увлечений. Все зависит от конкретного человека: что одному полезно, то другому может оказаться вредно. Главное - общаться со своими детьми, быть в курсе их интересов. И почаще говорить (а лучше - доказывать на деле), что вы их любите. Любите и принимаете их  всяких - со всеми их интересами и взглядами.

А родители, в свою очередь, должны перепроверять информацию о субкультурах, которую им преподносят газеты, телевидение и Интернет. Тогда, в условиях взаимной ответственности, мифы постепенно исчезнут, и станет одним поводом меньше для споров отцов и детей.

Как сказала одна 17-летняя девушка, бывшая в свое время и готом, и эмо: «Однажды придет осознание, что всего этого больше не нужно». Родители обязательно должны разговаривать с ребенком о его увлечениях. Чтобы он не чувствовал себя одиноким. Девочка, например, может одеться в стиле гота или эмо не потому, что это отражает ее внутренний мир, а только потому, что стильно и модно».
Наша родительская помощь и состоит в том, чтобы подросток произнес эти мудрые слова как можно раньше.Видимо, чем-то подобным надо переболеть, как ветрянкой в детстве. И только от нашей осведомленности, мудрости и такта зависит, оставит ли эта «ветрянка» следы на всю жизнь, и сколь глубокими будут эти следы.